ПРОГРАММА "ДЕТИ-СИРОТЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА"
Цели
и задачи программы
1. Создание условий для предупреждения социального сиротства.
1.1. Обеспечение системы социальной поддержки и помощи семьям групп
социального риска.
1.2. Обеспечение социально-педагогических мер, направленных на компенсацию
родительской депривации, на психологическое восстановление и социальную
ориентацию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2.1. Развитие различных форм семейного воспитания детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей.
2.2. Развитие системы учебно-воспитательных и реабилитационных центров
для детей сирот.
2.3. совершенствование мер социальной поддержки выпускников детских
домов.
3. Материально-техническое и кадровое обеспечение системы профилактики
сиротства, социальной защиты детей сирот, оказание им поддержки
и помощи.
Ожидаемые результаты
Реализация предусмотренных городской программой мероприятий позволит
создать условия для развития, воспитания и защиты интересов детей,
их профессиональной подготовки и гражданского становления и тем
самым решить проблему социализации и интегрирования в общество
данной категории детей и подростков.



Характеристика проблемы и обоснование программы
В настоящее время в Санкт-Петербурге детей-сирот и детей, оставшихся
без попечения родителей, около 10 тысяч из них более 5 000 находится
в 40 детских домах и школах-интернатах системы образования ( в
том числе : 22 учреждений для детей, имеющих отклонения в психофизическом
развитии); свыше 1000 - в домах ребёнка Комитета по здравоохранению;
1500 в учреждениях Департамента социальной защиты населения.
Наблюдается динамика роста численности и изменения состава воспитательных
детских домов и школ-интернатов - увеличение числа "круглых"
сирот ( с3% в 1991г. до 13% в 1999г.).
Одна из основных причин этого- рост криминогенной тенденций в
обществе ( противоправная купля-продажа жилой площади, сопряжённая
с покушением на жизнь владельца ).
Другая причина - повышение смертности из-за злоупотребления алкоголем
и наркотиками.
Подавляющая часть сирот - 92% составляю, так называемые, "социальные
сироты", то есть дети, оставшиеся без попечения родителей
из-за:
· отказа от детей;
· фактического устранения от воспитания;
· недееспособности (болезни родителей);
· значительное число родителей, находящихся в местах лишения свободы.
Основа сиротства, как социального явления, - социально-экономическая
нестабильность общества, ухудшение материального положения семей,
крушение устоев, девальвация нравственных ценностей (в частности,
ценности личности ребёнка, ценности семьи).
В 1995 году 725 детей были переданы на воспитание с лишением родительских
прав, 70 детей - без лишения родительских прав.
В городе сложилась чрезвычайная ситуация с детской безнадзорностью
и беспризорностью: десятки несовершенно летних детей ежедневно
оказывается выброшенными на улицу.
В ответ на эту ситуацию в Санкт-Петербурге создаются детские социальные
учреждения, как то: социально-реабелитационные центры, кризисные
службы, социальные гостиницы, центры помощи выпускникам детских
домов. Только в 7-ми учреждениях, подведомственных Комитету по
социальным вопросам, находится более 300 детей.
Правительством
Санкт-Петербурга 18.05.95 года принято постановление "О мерах
по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей", утверждена Программа развития системы социальных
приютов для беспризорных детей и подростков. Разработано и утверждено
положение о семейных воспитательных группах и подразделениях детских
социазащитных учреждений позволяющая оперативно передавать детей
в семьи, не дожидаясь окончательного решения о лишении их родительских
прав.
Сегодня в семейных воспитательных группах живут и воспитываются
около 100 сирот.
В городе создан Центр усыновления, опеки и попечительства. На
01.01.96 года число усыновлённых детей родственниками - 9249,
гражданами - 4240. На 01.01.96 года в Санкт-Петербурге свыше 5000
опекунских семей, опекаемых детей - 6658.
И все же основная часть детей-сирот продолжает воспитываться в
детских учреждениях интернатного профиля.
Очевидно, что ныне действующая система сиротских учреждений несовершенна,
а именно, для неё характерно:
· подчинённость учреждений разным ведомствам ;
· многочисленные перемещения ребёнка (дом ребёнка, дошкольный
детский дом, школьный детский дом);
· замкнутость контактов, дефицит общения детей с миром взрослых;
· недостаточная психологическая поддержка ребёнка со стороны соответствующих
служб;
· нерешенность социальных проблем детей, как то: обеспечение жильём,
профессиональное образование, трудоустройство.
Главное же - сиротские учреждения не ориентированные на самоценность
личности воспитанника.
Всё это не позволяет в полной мере решить вопросы социализации
личности, адаптации, реабилитации и интегрирования детей сирот
в общество. И как следствие этого - именно бывшие воспитанники
детских домов и бывшие беспризорные пополняют армию безработных,
бездомных и преступников.
Пути решения данной проблемы
1. Совершенствование различных форм определения детей сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей на воспитание в семью
(усыновление, опека, приёмная семья, семейная воспитательная домашняя
группа, семейный детский дом).
2. Реорганизация дет. домов и интернатов в Центры Попечительских
округов.
3. Создание новых и совершенствование существующей сети учреждений
для детей сирот (приюты, соц. гостиницы, социально-реабилитационные
центры, дома трудолюбия и др.).
Расчёт
стоимости Программы "Дети-сироты Санкт-Петербурга" (тыс.
руб.) по объектам и направлениям.
1. Создание дет. домов - профилакториев для детей из семей, нуждающихся
в дополнительной поддержке:
Всего: 9908,1, в том числе :
Текущее содержание: 2459,0
На социальное развитие: 7449,0
2. Создание 5 центров проживания детей сирот, учащихся ПТУ на
базе общежитий ПТУ № 13, 50, 116, 33:
Всего: 67,4, в том числе:
На текущее содержание: 67,4
3. Создание новых детских домов:
Всего: 1047,8, в том числе:
На текущее содержание: 1034,0
На социальное развитие: 700,0
4. Создание "Дома детства" для детей от 0 до 18 лет
на базе дет. дома №3:
Всего: 64,0, в том числе:
На текущее содержание: 44,0
На соц. развитие: 20,0
5. Приобретение автобусов марки "ПАЗ" для сиротских
учреждений:
Всего: 825,0
6. Создание и развитие баз отдыха для детей-сирот:
Всего: 6400,0
7. Создание детского дома - профессиональной школы на базе ПТУ-94:
Всего: 1500,0, в том числе:
На текущее содержание: 300,0
На соц. развитие: 1200,0
8. Вручение памятных подарков выпускникам сиротских учреждений:
Всего: 237,0
9. Проведение ежегодных выпускных вечеров:
Всего: 290,0
10. Проведение смотров - конкурсов художественной самодеятельности
среди воспитанников сиротских учреждений и спорт. соревнований:
Всего: 300,0
11. Организация летнего отдыха детей-сирот
Всего: 40000,0
Основные направления Программы "Дети-сироты"
и мероприятия по их реализации
Мероприятия по предупреждению социального сиротства
Создание системы дифференцированной
помощи семьям с детьми, нуждающимся в дополнительной
социальной поддержке:
- создание городского Центра “Семья”
- создание кризисного Центра “Женщина в опасности”
- создание приюта для нуждающихся в социальной защите
несовершеннолетних беременных и юных матерей с младенцами
- создание домов профилакториев
- создание соц. педагогических центров для подростков
13-17 лет
|
Комитет по образованию |
Организация рейдов по выявлению детей,
нищенствующих и занимающихся попрошайничеством:
- разработка мер по выявлению и привлечению к ответственности
родителей, склоняющих детей к нищенству и попрошайничеству
|
Комитет по образованию
Фонд “Дети отечества” |
|
Совершенствование системы социализации и реабилитации детей-сирот
Формирование городского банка данных
о детях сиротах:
- создание банка данных о состоянии психофизического
развития детей.
- создание компьютерной системы связи
|
Комитет по образованию, по здравоохранению |
Обеспечение условий для адекватного
устройства детей сирот на воспитание:
- совершенствование семейных форм устройства детей
сирот (усыновление, опека, попечительство, приёмная
семья, семейный детский дом).
|
Комитет по образованию |
Создание 5 центров проживания детей-сирот
учащихся ПТУ (ул. Полярников,11) |
Комитет по образованию |
Создание Центра помощи выпускникам
детских домов и школ-интернатов (ул. Заозёрная, 8). |
Комитет по образованию, Администрация
Московского района |
Создание на базе специальных (коррекционных)
сиротских учреждений, реабилитационных центров :
- создание рабочих мест для выпускников сиротских
учреждений на базе детских домов №№ 9, 23, 51,ПТУ-70.
- обеспечение реабилитационных центров Государственными
заказами и сырьём.
|
Комитет по образованию
Комитет по образованию, совместно с отраслевыми Комитетами
и районными Администрациями |
Создание производственных участков,
цехов и УПК на предприятиях различных форм собственности
для сотрудничества лиц из числа детей сирот |
Комитет по образованию |
Расширение перечня профессий в ПТУ
для обучения детей-сирот в соответствии с современными
условиями труда и с учётом психофизического состояния
подростков. |
Комитет по образованию |
Создание детского дома-школы для
детей с ЗПР – оздоровительного центра социальной и трудовой
адаптации “Здоровье” (г. Зеленогороск). |
Комитет по образованию, администрация
Курортного района |
Создание детского дома – профессиональной
школы на базе ПТУ-94 |
Комитет по образованию, Администрация
Красногвардейского района |
Реорганизация детского дома № 563
для детей с ЗПР в детский дом-школу № 14 для детей с
ЗПР. |
Комитет по образованию, Администрация
Петроградского района |
Создание “Дома Детства” – модели
Попечительского округа со своей инфраструктурой и системой
соц. служб (приюты, реабилитационные центры, дома трудолюбия,
соц. гостиницы, дома призрения и пр.) |
Комитет по образованию |
Совершенствование материальной базы
детских домов, социазащитных детских учреждений ( в
т. ч. приобретение 15-ти автобусов ПАЗ) |
Комитет по образованию |
Обеспечение детских учреждений для
детей-сирот и беспризорных детей необходимым физиотерапевтическим
оборудованием. |
Комитет по здравоохранению |
Совершенствование системы обеспечения
жильём лиц из числа детей-сирот
- закрепление за детьми сиротами жилой площади,
ранее принадлежавшей их родителям или их доли в
приватизированном жилье;
- обеспечение льготных условий по приобретению жилья
(предоставление льготных кредитов и др.)
- предоставление жилых помещений вне очереди бывшим
воспитанникам государственных детских сиротских
учреждений (с условием обеспечения над ними соц.
патронажа) за счёт коммунального заселения 2-х и
3-х комнатных квартир, освобождающихся и поступающих
в распоряжение района
|
Комитет по образованию, отраслевые
Комитеты, районные Администрации |
Создание подсобного сельского хозяйства
социально-реабилитационной направленности |
|
Организация детского летнего отдыха |
Комитет по образованию (совместно
с Комитетом по делам молодёжи) |
|
Научно–методическое обеспечение
Разработка стандартов
условий, необходимых для содержания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, на основе материалов
министров и ведомств |
Комитет по образованию,
Комитет по здравоохранению |
Использование в работе
с детьми сиротами
- результатов медико-психолого-педагогической экспертизы
жизнедеятельности детей-сирот в детских учреждениях
и семьях
- новые санитарные правила и нормы содержания, организация
режима питания
- методические рекомендации по комплексной системе
оздоровления и повышения функциональных возможностей
детей-сирот
- научно-методические основы социальной и трудовой
адаптации детей-сирот
|
Комитет по образованию,
Комитет по здравоохранению |
Совершенствование системы
комплексного медико-психолого-педагогического обследования
детей в сиротских учреждениях
- психолого-педагогические исследования “психическое
состояние воспитанника сиротского учреждения”, “адаптация
ребёнка-сироты в семье”.
|
Комитет по образованию,
Комитет по здравоохранению |
|
Кадровое обеспечение системы воспитания детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
Создание курсов повышения квалификации
работников детских социазащитных учреждений и воспитателей
семейных воспитательных групп ( на базе социально-реабилитационного
Центра “Воспитательный дом”) |
Комитет по образованию |
Создание системы отбора, подготовки
и социального патронажа родителей-воспитателей, усыновителей,
опекунов (попечителей) |
Комитет по образованию |
Разработка предложений по критериям
и механизму лицензирования негосударственных учреждений
и частных лиц, занимающихся воспитанием детей-сирот
и беспризорных детей с последующей передачей в законодательные
органы для утверждения. |
Комитет по образованию |
|
Нормативное обеспечение охраны прав детей сирот
Разработка проекта
Положения о детском доме- профессиональной школе |
Комитет по образованию |
Разработка концепции
Попечительского округа |
Комитет по образованию |
|
Информационное обеспечение социально-правовой политике в отношении
детей-сирот и детей оставшихся без попечения родителей
Организация регулярного сообщения
хода реализации программы “Дети-сироты” в средствах
массовой информации |
Комитет по образованию |
Создание видеофильмов о жизни сирот
и деятельности сиротских учреждений |
Комитет по образованию |
Организация пресс-конференций для
средств массовой информации и проведения телепередач
в программе “Скорая помощь” и др. о проблемах социального
сиротства. |
Комитет по образованию |
|
|